Мой сайт Пятница
29.03.2024
09:47
Welcome noob | RSS Main | | Registration | Login
Меню сайта

Мини-чат
200

Main » 2011 » Апрель » 24 » экономика
17:26
экономика

V.            Деньги: понятие, функции, причины возникновения.

 

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

 

Деньги были созданы прежде всего для облегчения обмена. А поскольку обмен - одно из самых древних занятий человечества, в ту же седую старину уходят корни и денежной системы. Хотя человечество изначально придумало деньги лишь для облегчения и ускорения обмена, со временем деньги начали выполнять и другие функции.

ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. Чаще всего используются агрегаты МО (наличные деньги), М1 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования), М2 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады), М3 (наличные деньги, чеки, любые вклады), L (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).

 

VI.            Производственные возможности общества. Проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

 

1.       Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей

Любая экономическая система стоит перед дилеммой: с одной стороны, потребности общества безграничны, полностью неутолимы; с другой стороны, ресурсы общества, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Проблема ограниченности ресурсов — фундаментальная экономическая про­блема.

Ограниченность благ означает, что для любого человека и общества в целом большинство товаров и услуг ограничено, т. е. недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Ограниченность ресурсов означает, что производственные возможности общества ограничены, т. е. общество вынуждено производить ограниченное количество благ. Наращивая производство одного блага, общество вынуждено сокращать производство другого. Выбирая один вариант производства, приходится жертвовать другими вариантами. Общество стоит перед выбором какие блага производить, а от каких следует отказаться. Эта проблема стояла перед всеми экономическими системами в прошлом, стоит сегодня и будет стоять завтра.

С помощью простейшей модели рассмотрим производственные возможности общества. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится два блага — X и Y. Допустим также, что количество ресурсов и технология производства постоянны. Предположим, что данная экономическая система эффективна, т. е. работает в условиях полной занятости ресурсов и полного объема производства.

Если абсолютно все ресурсы направлены на производство блага X, то общество получит максимальное его количество. При этом благо Y вообще производиться не будет (вариант А). Возможна другая альтернатива, когда все ресурсы общества направляются на производство товара Y. В этом случае благо Y производится в максимальном количестве, а благо X не выпускается (вариант В). Однако обществу необходимы одновременно оба товара, для чего необходимо снизить производство каждого из этих благ ниже максимального. При этом имеет место множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры производства (например, варианты С, D, Е). Данную ситуацию можно изобразить графически. По горизонтали отложим количество блага X, по вертикали — блага Y. В результате получим кривую производственных возможностей. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию благ двух видов. Например, точка С представляет комбинацию Хс шт. товара X и Yc шт. товара Y.

Кривая производственных возможностей показывает' максимально возможный объем одновременного производства двух благ при заданных ресурсах и технологиях, которыми располагает данное общество.

Экономика эффективна, когда все точки возможных комбинаций производства двух благ находятся на границе производственных возможностей (т. А, В, С, D, Е). Экономическая система неэффективна, когда различные комбинации производства двух благ находятся левее границы производственных возможностей (точка F). В этом случае ресурсы общества заняты не полностью (безработица, неполная загрузка производственных мощностей, отсталая технология). Точка F представляет такую комбинацию благ X и Y, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Общество должно сделать все необходимое, чтобы переместиться на границу производственных возможностей. Для общества, обладающего определенным запасом ресурсов и знаний и обеспечивающего полный объем производства, точка G на сегодняшний день недостижима. Любая экономическая система в каждый момент времени обладает ограниченными возможностями и не может переместиться за пределы границы производственных возможностей.

Проблема выбора является основной проблемой, связанной с ограниченностью ресурсов. Однако ограниченность ресурсов приводит к возникновению еще нескольких. Такими проблемами являются конкуренция, рационирование и дискриминация. Поскольку существует множество вариантов использования ре­сурсов, а количество этих ресурсов ограниченно, то неизбежно возникает конкуренция. Конкуренция — экономическое соперничество товаропроизводителей, направленное на получение в свое распоряжение наибольшего количества ресурсов. Рационирование — система распределения, устанавливающая максимальное количество блага или ресурса, которое может приобрести экономическая единица. Рационирование — это способ распределения какого-либо блага или ресурса, предложение которого ниже спроса. В условиях свободного рынка такая ситуация не возникает. В свое время рационирование широко практиковалось в нашей стране, испытавшей с 1917 г. разнообразные виды дефицита и следовавшего за ним рационирования. Как исключительная мера рационирование имеет место и в экономике развитых стран. Например, в США во время Второй мировой войны оно было достаточно эффективно. Дискриминация — ограничение или лишение доступа к каким-либо благам определенных категорий граждан по признаку расовой, национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и др. Примером может являться дискриминация на рынке труда.

2. Проблема экономического выбора.

В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

  1. Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)
  2. Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)
  3. Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)

Проблемы что, как и для кого производить по-разному решаются в различных экономических системах:

  • В традиционной системе все проблемы экономики решаются на основе обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.
  • Командная экономика — все вопросы решает государство на основе государственной ответственности и централизованного планирования и распределения.
  • В рыночной системе проблемы что, как и для кого решаются на экономической основе.

3. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ стоимость

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ стоимость - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо. Альтернативная стоимость не является предметом учёта, это понятие, на которое можно ориентироваться при принятии решений.

 

 

VII.            Спрос и цена. Кривая спроса. Закон спроса. Изменение величины спроса и смещение кривой спроса. Детерминанты спроса.

 

Закон спроса.

 

ЗАКОН СПРОСА — закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

 

Кривая спроса.

Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством его потребителей, желающих его купить по данной цене.

 

Спрос и цена.

Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

 

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

 

Изменение величины спроса и смещение кривой спроса.

Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой ( ) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

 Цена товара и величина спроса.

 

 

  Если мы будем рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.

     Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса.

 

Изменения величины спроса под влиянием изменения цены.

 

 

Детерминанты спроса

Детерминанты спроса - факторы, помимо цены, влияющие на спрос. К детерминантам спроса относят: 
- уровень личных располагаемых доходов потребителей; 
- инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания; 
- изменения цен на сопряженные товары; 
- социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п.



 

VIII.            Предложение и цена. Кривая предложения. Закон предложения. Изменение величины предложения и смещение кривой предложения. Детерминанты предложения.

 

 

Предложение— понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

 

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении - падает.

 

Кривая предложения.

 

   Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

     Величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от:
     применяемой технологии;
     цены ресурсов, используемых в данном производстве.

     Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

     Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

      Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

     Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

 

 

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения.

 а) увеличение предложения;  б) уменьшение предложения

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

 

 

 IX.            Экономические и бухгалтерские издержки производства, их виды, структура.

 

Издержки производства (С) - это денежные затраты фирмы на приобретение факторов производства, они характеризуют стоимость производства продукции. Величина издержек зависит от объема затраченных ресурсов и их цены. Однако поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных продуктов. Отсюда: все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. они связаны с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве (вспомните кривую производственных возможностей).

     Сталь, использованная при производстве автомобилей, окажется потерянной для производства станков, инструментов и т.п. Если слесарь занят в производстве автомобилей, то издержки, связанные с использованием труда этого слесаря на автомобильном заводе, равны тому вкладу, который он мог бы сделать в производство холодильников.

 

Внешние (денежные, явные) издержки - издержки, принимающие форму денежных платежей фирмы поставщикам факторов производства (заработная плата, расходы на сырье и материалы, арендная плата и т.п.). Это выплаты, осуществляемые с целью привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство и приводящие тем самым к отвлечению этих ресурсов от других альтернативных вариантов их применения. Такого рода издержки производства учитываются бухгалтерами и потому называются бухгалтерскими.

 

Внутренние (неявные, имплицитные) издержки - это денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли бы быть получены фирмой при альтернативном использовании ресурсов (денежных средств, помещения, оборудования и т.п.).

     Например, если фирма располагается в помещении, принадлежащем ей, то тем самым фирма упускает возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату.

     Хотя внутренние издержки носят неявный, скрытый характер и не отражаются в бухгалтерской отчетности, они всегда должны учитываться при принятии экономических решений, т.е. упущенная (неполученная) в данном примере арендная плата является частью экономических издержек производства.

     Внутренние издержки включают в себя не только упускаемый доход на капитал, но также и тот доход, который мог бы получать предприниматель при альтернативном приложении своих способностей. Минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме, т.е. тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе, называется нормальной прибылью.

     Нормальная прибыль должна быть не меньше дохода,"упускаемого" предпринимателем, то есть дохода, который предприниматель мог бы иметь в другой наиболее выгодной для себя сфере деятельности.

    Таким образом, экономические издержки включают в себя как внешние, так и внутренние издержки, в том числе нормальную прибыль.

 

Виды издержек производства.

 К постоянным затратам относятся: амортизация, оплата обслуживающего персонала, страхование, реклама, платежи за кредит и т. д. Постоянные затраты не зависят от изменения выпуска объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит.

К переменным затратам относятся: затраты на сырье, материалы, топливо, оплату производственных рабочих и т. д. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

 

Структура издержек.

Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «осадка» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки, «выпавшие в осадок» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.

Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.

Экономические издержки принято делить на совокупныесредниемаржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.

Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.

Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.

 

 

 

X

 

Views: 3107 | Added by: Nirvana | Rating: 0.0/0
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Личный кабинет
Пятница
29.03.2024
09:47

[ Управление профилем ]

Наш опрос
Стоит ли принимать участие в 2v2 лиге на CU ?
Всего ответов: 33


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz